КАВМИНВОДСКИЙ ВЕЛОТЕРРЕНКУР. НЕДОСТАТКИ НАЛИЦО, А ДОСТОИНСТВА — НЕ ОЧЕВИДНЫ

Планируемый велотерренкур необходимо рассматривать в качестве очередного мегапроекта по развитию туризма на Кавминводах, которые пытались воплотить в Ставропольском крае в течение последних десятилетий.

КАВМИНВОДСКИЙ ВЕЛОТЕРРЕНКУР. НЕДОСТАТКИ НАЛИЦО, А ДОСТОИНСТВА - НЕ ОЧЕВИДНЫОб этом мы беседуем с исполняющим обязанности руководителя администрации Кавказских Минеральных вод М.С. Бондаренко.

— Михаил Сергеевич, преобразить до неузнаваемости наш курортный регион местная, краевая и федеральная бюрократия собиралась через строительство курортного комплекса «Гранд Спа Юца», «Горного моря», игорной зоны. Все эти проекты окончились неудачей. Теперь активно обсуждается велотерренкур…

— Отдельно нужно вспомнить строительство выставочного комплекса в Минеральных Водах. По разным оценкам на него потратили 5,5 млрд. рублей, а куратор Северного Кавказа в правительстве Ю.П. Трутнев во время своего визита на КМВ назвал строительство «Минводы-Экспо» большой ошибкой. Еще одним нашумевшим проектом был инновационный медицинский кластер на Кавминводах. Сначала его тоже хотели построить в Минераловодском районе, потом перебазировали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии. Кластер оценивался в 162 млрд. рублей, из которых 40 млрд. должны были поступить из бюджета Российской Федерации. По последним данным, его заказчик, Корпорация Развития Северного Кавказа, судится с проектировщиком из Санкт-Петербурга и требует вернуть 79 млн. рублей, которые были выданы в виде аванса на разработку проектно-сметной документации.

На строительство велотерренкура из федерального бюджета должно поступить в течение ближайших трех лет 2 млрд. 800 млн. рублей.Целесообразность расходования столь значительных средств вызывает сомнение. В России сейчас не такие уж и сытные в экономическом плане времена, чтобы можно было позволить так разбрасываться миллиардами на проекты, эффективность которых неочевидна в плане экологии и экономической отдачи. На Кавминводах есть множество инфраструктурных проблем, решение которых жизненно необходимо. Например, без реконструкции канализационного коллектора все грандиозные планы по развитию курортного региона окажутся под большим вопросом.

— В проекте велотерренкура значатся такие услуги, как поездки на электромобилях и прокат лошадей, что довольно сложно представить на территории природного заказника. Значит, существует вероятность того, что многие предусмотренные в проекте идеи будут не реализованы.

— Как показывает практика, первоначально обозначенные затраты всегда оказываются только частью необходимых средств, и при строительстве потребуются дополнительные бюджетные и внебюджетные ассигнования. Всё это планируется строить на территории, где имеются серьезные природоохранные ограничения. Если наложить схему велотерренкура, которую сейчас представляют на всеобщее обозрение, на карту с  обозначенными границами Бештаугорского заказника, получится, что она рвет его территорию в клочья. Нарушаются естественные пути миграции животных, в зону строительства попадают краснокнижные растения. В этой части заказника находится как минимум три месторождения минеральных вод: Бештаугорское, Змейкинское и Железноводское. Возникающие при строительстве риски для природы Кавминвод несоизмеримы с той пока еще эфемерной прибылью, которую может принести эксплуатация велотерренкура.

— Налицо противоречие между проектом велотерренкура и статусом особо охраняемой природной территории, на которой его планируют построить.

— Как бы кому не хотелось показать, что дороги, по которым планируется продолжить велодорожки, не входят в состав Бештаугорского заказника (их оттуда вычленили каким-то решением), в действительности они находятся непосредственно в нем. Таким образом, избежать негативного воздействия на экосистему Кавминвод при  строительстве и эксплуатации велотерренкура  вряд ли удастся.

— Какие виды курортного лечения необходимо развивать на Кавминводах?

— КМВ — уникальная территория, единственная в Евразии, где на небольшой территории,  размером в  550 тыс. гектаров, сосредоточено более 20 месторождений минеральных вод как минимум 15-и гидрохимических типов, а также месторождение лечебной грязи озера Тамбукан. Всё это боле двух столетий успешно работало, выполняя задачу оздоровления и лечения граждан нашей страны. Курорты всегда были составной частью здравоохранения. В СССР работала правильная система лечения «поликлиника – больница – курорт». Если человек испытывал недомогание, он обращался к врачу, серьезное лечение проводилось в больнице, а долечивание происходило на курорте.

Для профилактики и реабилитации, наряду с минеральными водами, лечебной грязью и климатом, используются терренкуры. В переводе с немецкого «терренкур» означает лечебная, дозированная ходьба. Врачи-курортологи, исходя из состояния здоровья пациента, разрабатывали для каждого курортника маршрут определенной сложности по расстоянию и перепаду высот. Дозированная физическая нагрузка во время таких пеших прогулок помогала улучшить состояние здоровья отдыхающего. Чем в таком случае является велотерренкур, сказать сложно. С таким же успехом можно разработать проекты авто или мототерренкура. Вариантов может быть много, но к научным терминам надо относиться уважительно, и использовать их правильно.

— В 80-е годы XX века был разработан проект создания радонового курорта на горе Бештау, учитывающий специфику территории, где в течение нескольких десятилетий добывался уран. Возможно,это более правильное направление развития этогорайона Кавминвод?

— В те годы я работал в Пятигорском НИИ Курортологии, и эта тема как раз там обсуждалась. Планировалось создать природные радоновые лечебницы, для которых нужно было оборудовать соответствующую инфраструктуру. Не нужно было как сейчас больших капиталовложений, потому что сама природа создала для нас всё, что нужно, и требовалось только аккуратно это доработать. Идея радонового курорта на горе Бештау имеет право на существование и сейчас. Главное, что она не такая затратная, как велотерренкур, и ее лечебный эффект для гостей Кавминвод гораздо более понятен.

Беседовал Сергей Рядчиков

1 Comment

  1. Маша:

    Отличная статья. Но, боюсь, господину Бондаренко после этого интервью руководителем администрации КМВ уже не стать… Не дадут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.